Начальный этап медицинского обеспечения спортсменов перед их выездом в горы должен осуществляться в условияхравнины. Его основными задачами являются:
1) оценка состояния здоровья;
2) определение индивидуальной устойчивости к гипоксии в условиях барокамеры;
3) исследование уровня функциональных возможностей организма.
Особое значение имеет оценка состояния здоровья спортсменов. Это связано с тем, что под влиянием кислородной недостаточности нередко активизируются скрытые очаги инфекции (в зубах, миндалинах, придаточных пазухах носа, ушах, верхних дыхательных и желчевыводящих путях, органах мочевыделения), обостряются хронические заболевания (хронический тонзиллит, бронхит, аппендицит и др.), остаточные явления после травм (прежде всего черепно-мозговых, а также опорно-двигательного аппарата), усугубляются симптомы перенапряжения ведущих систем организма.
Медицинское обследование перед выездом в среднегорье должно включать: опрос, физикальное терапевтическое обследование, инструментальное обследование (рентгенография органов грудной клетки, электрокардиография в состоянии покоя, а также при проведении 8-10-минутной ортостатической и пробы с физической нагрузкой, эхокардиография и др. по показаниям), лабораторное обследование (общий анализ крови и мочи, содержание ферритина в сыворотке крови), консультации специалистов (стоматолог, оториноларинголог, невропатолог и др. по показаниям), установление количественных и качественных характеристик реакции на избранную для текущего контроля функциональную пробу.
Определение индивидуальной устойчивости организма спортсменов к гипоксии в условиях барокамеры. Схема обследования, предложенная в свое время сектором спортивной медицины ВНИ-ИФКа, включает исследование спортсменов в состоянии мышечного покоя на «высотах» 2,5; 4; 5; б км с 5-мин экспозицией на каждой «высоте» и в процессе дозированной работы умеренной мощности (700 кгм/мин) продолжительностью 5 мин, выполняемой на велоэргометре на «высоте» 5 км. При этом регистрируют ЧСС, А Д, ЭКГ и газометрические показатели. Скорость подъема и спуска 10 м/с до «высоты» 3 км и 15 м/с — выше 3 км.

