Методика проведения и принципы оценки функциональных проб с физической нагрузкой у детей и подростков
Комбинированная проба Летунова
(в модификации Института физиологии детей и подростков ИФДП АПН СССР). Первый момент пробы — 20 приседаний за 30 с, после чего пульс и АД исследуют в течение 3 мин; второй момент — бег на месте в максимальном темпе с высоким подъемом ног и энергичной работой рук — 7 с для школьников 7-12 лет и 15 с для подростков и юношей, после чего пульс и АД измеряют в течение 4 мин; третий момент — бег на месте под метроном в темпе 180 шагов в 1 мин — 1,5 мин для школьников 7-12 лет и 3 мин для подростков и юношей с последующим наблюдением в течение 5 мин.
Дифференцированная функциональная проба Шалкова. Цель пробы — индивидуализация величины мышечной нагрузки в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности ребенка.
У ребенка в положении лежа подсчитывают пульс и измеряют АД. После этого он выполняет заданную физическую нагрузку и вновь ложится. Немедленно в течение 10 с регистрируют пульс и АД (учет острого влияния физической нагрузки). Через 3, 5 и 10 мин измерения повторяют.
Принципы оценки:
1. Благоприятная реакция: учащение пульса не более чем на 25% по сравнению с исходным состоянием, умеренное повышение систолического АД и сохранение или небольшое снижение диастолическо-го АД, возврат всех показателей к исходным через 3-5 мин.
2. Неблагоприятная реакция: появление жалоб на одышку, утомляемость, значительное учащение пульса, сниже-
ние систолического АД, удлинение восстановительного периода.
Проба Леви-Гориневской. Проба заключается в регистрации изменений ЧСС, АД и частоты дыханий после 30 подскоков на высоту 3-4 см в течение 15 с (или 60 подскоков в течение 30 с). ЧСС регистрируют в исходном состоянии сидя (трижды до получения стабильных значений) , первые 6 с после нагрузки и в дальнейшем через каждые 60 с до полного восстановления; АД — соответственно в исходном состоянии и на каждой минуте восстановления в интервале от 15 до 40 с.
Выделяют три типа реакции сердечно-сосудистой системы на данную функциональную пробу: благоприятный, допустимый и неблагоприятный.
В качестве дозированных нагрузок для детей и подростков рекомендуются также приседания: до 8 лет — 20 приседаний, в 9-10 лет — 25, для мальчиков 12-14 лет -35, для девочек этого же возраста — 30 и 2 мин бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин (под метроном) при сгибании бедра на 70°, голени до угла с бедром 45-50°, при свободных движениях руками, согнутыми в локтевых суставах, как при обычном беге.
Принципы оценки пробы приведены в табл. 5.15.
Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания. Проба Штанге.
У детей пробу Штанге можно проводить после 3-х глубоких вдохов. Иногда до и после задержки дыхания регистрируют ЭКГ. Принципы оценки:
5 лет — 24-22 с;
6 лет — 30-26 с;
7 лет — 36-30 с;
8 лет — 40-36 с;
9 лет — 44-40 с;
10 лет — 50 с;
11 лет — 51-44 с;
12 лет — 60-48 с;
13 лет-61-50 с;
14 лет — 64-54 с;
15 лет-68-60 с;
16 лет — 71-64 с.
Проба Генчи. У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12-13 с. При снижении устойчивости организма к гипоксии продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе уменьшается.

