При организации занятий спортом в детском и подростковом возрасте, а также их медицинском обеспечении особое значение имеет знание особенностей функционирования в этом возрастном диапазоне ведущих систем организма и его энергетических возможностей.
В сгруппированном виде они выглядят следующим образом:
• высокий уровень возбудимости, повышенная реактивность;
• относительная слабость внутреннего торможения;
[Особенно неустойчивы функции орга-низма с 11 до 15лет, в период полового со-зревания, что требует большой осторож-ности в дозировке физических упражнений.]
• более низкие функциональные возможности аппарата кровообращения и менее совершенная его регуляция;
• более выраженные сдвиги вегетативных функций при физическом напряжении;
• менее экономичный расход энергии; Q значительно уменьшенные по сравнению со взрослыми возможности удовлетворения кислородного запроса, более низкий уровень максимального кислородного потребления и более короткое время его удержания;
• более низкие способности к выполнению анаэробной работы;
• более длительный восстановительный период.
Учитывая это, на начальном этапе физического воспитания необходимо соблюдать следующие принципы:
— избегать односторонней нагрузки на какие-либо определенные группы мышц;
— придерживаться принципа: чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки;
— в обучении учащихся со слабой нервной системой использовать преимущественно средства общей физической подготовки, а в занятиях с детьми, имеющими сильную нервную систему, делать акцент
на освоение ими разнообразных техниче-ских приемов (наибольшего эффекта можно добиться при условии, если ребенок будет выполнять работу в соответствии с особенностями его нервной системы);
— увеличивать во время занятий и тренировок долю упражнений симмет-ричного характера; . . • •«г
— обязательно проводить после занятий комплекс упражнений корригирующего характера.
Особо следует остановиться на упражнениях или их элементов, которые целесообразно по возможности исключить из процесса общей физической подготовки детей и подростков, учитывая, что последние не имеют достаточно развитого мышечного корсета и почти у половины из них на современном этапе развития регистрируются признаки дисплазии соединительной ткани и отставания биологического возраста от паспортного (в первую очередь речь идет о школьном физическом воспитании, характеризующемся большим количеством одновременно занимающихся и невозможностью в связи с дефицитом времени достаточно четко объяснить суть упражнения).
К этим упражнениям относятся следующие.
Круговые движения головой, резкие наклоны, повороты головы в стороны и особенно запрокидывание головы назад.

